Лекция 24.
Естествознание в мировой
культуре
Двойственный характер науки. Никогда в истории будущее так не зависело от
настоящего: человечество стало смертным и даже, как говорил булгаковский
Воланд, «внезапно смертным». Коллективное самоубийство человечества стало
реальной возможностью (в результате оплошности или злого умысла). В то же время
, никогда в истории человечество не располагало и столь мощными средствами
защиты от катастроф, а также столь глубокой перспективой развития. И то и
другое стало возможным благодаря науке [6]. Часто говорят и пишут, что в 21-м
веке биология станет отдной из ведущих наук. В настоящее время реализуется
гигантский проект расшифровки генома человека – последовательности 3,5 млрд.
нуклеотидных оснований. Однако высказываются обоснованные опасения, что и эти
достижения могут быть использованы против человечества. Возможность формирования
и изменения генома человека путем генной инженерии может привести к
непредсказуемым последствиям. Многое зависит от того, в чьих руках окажутся
достижения естественных наук, и как дальше они будут использоваться. В то же
время не секрет, что огромная доля в финансировании научных исследований
принадлежит военным ведомствам.
В 1975 г. ведущие ученые-биологи пошли на
заключение добровольного моратория на проведение определенных экспериментов в
биологических институтах, занимавшихся проблемами генной инженерии (эксперименты
с кишечной палочкой и т.п.). Причина этого решения заключалась в том, что
молекулярная биология, совершив резкий рывок, вышла к возможности
конструирования живых организмов с заданными свойствами – это открывало перед
наукой колоссальные перспективы практического применения. Но среди возможных
практических приложений генной инженерии могли оказаться и такие, которые
поставили бы под вопрос само существование человечества (например, использование
биологического оружия или даже случайная небрежность, из-за которой лабораторный
материал мог войти в соприкосновение с биосферой планеты с непредсказуемыми
последствиями).
Осознание пагубности взаимного отчуждения
гуманитарной и естественнонаучной пришло не сразу. Следует отметить, что
естественные науки осознали необходимость интеграции знаний еще в 19-м веке.
Однако в то время еще не была выработана глобальная общенаучная идея, на основе
которой может происходить интеграция накопленных человеком знаний. В настоящее
время считается, что такой основой может стать концепция глобального
эволюционизма, эволюционно-синергетическая парадигма.
В эволюционно-синергетическом подходе заложен гуманизм как признание
самоценности человеческой личности, как понимание диалога и сотрудничества в
качестве необходимых условий существования человека. Это означает интеграцию
естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграцию двух культур.
Важно иметь в виду и то, что истинно
культурный человек принадлежит одновременно двум культурам, это «человек двух
культур». Если же говорить о крупных личностях, то многие из них достигли высот
и в науке, и в искусстве. И это справедливо не только для античности,
средневековья, эпохи Возрождения, но и для более поздних веков. Таковы Леонардо
да Винчи, М.В. Ломоносов, И.-В. Гете (поэт и биолог-натуралист), А.П. Бородин
(ученый химик и знаменитый композитор), И.А. Ефремов (ученый-палеонтолог и
писатель), Л.Н. Гумилев (историк и
географ). А.Л. Чижевский – основоположник науки о влиянии солнечных процессов
на земные события, в том числе и на социальные потрясения – известен как
историк. Из ныне живущих: С. Лем (философ, писатель-фантаст, биолог), И.Р.
Шафаревич (видный математик, историк, обществовед), Б.В. Раушенбах (один из
теоретиков космонавтики, знаток русской истории, иконописи и богословия).
Наука как мощная цивилизующая сила становится
частью культуры, если существует равновесие культуры и цивилизации. Тогда
профессиональная деятельность ученых не только служит цивилизации, но и
получает положительную оценку в общественном сознании. Когда же равновесия нет,
страдают и наука, и общество. Необходимым условием современного существования
науки является ее профессионализация (т.е. наука как профессия). Однако ни в
коем случае нельзя противопоставлять профессиональную сторону науки ее ценностному
смыслу.
У человечества нет иного выбора: либо с
помощью науки разрешать противоречия
бытия, угадывать и исполнять свое предназначение, либо прийти к завершению
своего существования.