1. Место человека в системе животного мира и антропогенез
Вопрос о происхождении человека имеет не
только научное значение: с позиций
эволюционной биологии или чисто зоологической точки зрения – это частный
филогенетический вопрос. Здесь речь идет, с одной стороны, об огромном
философском, мировоззренческом значении ответа на этот вопрос, а с другой – о
возможности проследить, как закономерности биологической эволюции уступают
место другим закономерностям, связанным уже с возникновением социальной формы
движения материи.
Представления о естественном возникновении
человека от обезьяноподобных существ в результате эволюции существовали еще в
глубокой древности. Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком,
считая, что «обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на
человека». В начале I тысячелетия до н.э. в Индии существовали философские
школы, которые отстаивали идея развития материального мира. В еще более древних
текстах «Аюрвед» утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около
18 млн. лет назад на материке, объединявшем Индостан и Юго-Восточную Азию. По
этим представлениям, около 4 млн. лет назад предки современных людей перешли к
коллективному добыванию пищи, а современный человек появился около 1 млн. лет
назад (интересно, что эти представления не так уж далеки от современных). Карл
Линней в первом издании своей «системы природы» в 1735 г. объединил человека и
обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы» (>лат. первые, главенствующие).
Интересно, что Ж. Ламарк в 1809 г. изложил
гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов,
но, боясь церкви, приписал буквально следующее: «Вот каким могло бы выглядеть
происхождение человека, если б оно не было иным».
Надо заметить, что лишь в середине 20-го века католическая церковь была
вынуждена признать естественное происхождение человека как биологического существа. В
своей энциклике «Происхождение человека» (1950) римский папа Пий XII провозгласил: «Учение церкви не запрещает эволюционному учению в соответствии с
состоянием человеческой науки и теологии быть предметом исследований...
специалистов до тех пор, пока они проводят исследования о происхождении
человеческого тела из уже существующей живой материи, несмотря на то, что
католическая вера обязывает нас придерживаться взгляда, что души созданы непосредственно
Богом». Т.е. спор здесь идет лишь о возможности возникновения души. Тем не
менее, анализ формирования высшей нервной деятельности в ряду предковых и родственных человеку современных млекопитающих
свидетельствует о том, что все проявления психической сферы также являются результатом
естественно-исторических процессов.
Однако основную роль в доказательстве
животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение
человека и половой отбор» (1851), которая содержала огромное число
систематизированных фактов из разных областей биологии. Ч. Дарвин подчеркивал
при этом, что человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека
– они как бы наши «двоюродные братья». ( К сожалению, это зачастую плохо усваивается людьми,
далекими от биологии: риторический вопрос: «а что же они (т.е. обезьяны)
сейчас-то в людей не превращаются?»).
Высшим обезьянам (например, шимпанзе)
свойственна «человечность» бытового поведения на воле: они обнимаются при
встречах, похлопывают друг друга по плечу или по спине, соприкасаются руками. В
экспериментальных условиях обезьяны пытаются делать примитивные орудия
(например, расщепляют острым камнем доску), обучаются и общаются с человеком на
жестовом языке глухонемых, а также с помощью специального компьютера и т.п.
Важным аргументом в пользу теории
антропогенеза оказалось установление имуннологического и биохимического родства
человека с обезьянами. Человекообразные высшие обезьяны намного ближе к человеку,
чем к низшим обезьянам по структуре лейкоцитов, генетическим особенностям. Так,
у человека диплоидное число хромосом равно 46, а у человекообразных обезьян –
48, в то время как у низших обезьян это число колеблется в пределах от 54 до
78. Известны случая успешного переливания крови шимпанзе людям, имеющим
соответствующую группу крови и наоборот. Для низших же обезьян кровь человека
абсолютно чужеродна. Тонкие методы, основанные на определении аминокислотных последовательностей
белков, показывают, что человек и шимпанзе отличаются на 1% аминокислотных
замен. Многие белки человека и шимпанзе, например, гормон роста, взаимозаменяемы.
Тем не менее, анатомические отличия человека
от антропоидов (высших обезьян) весьма значительны. И главные из них те, что
обеспечивают человеку возможность полноценной
трудовой деятельности и богатого речевого общения.
Говоря о месте человека в системе животного
мира можно выразиться следующим образом:
человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду
узконосых. Современные человекообразные обезьяны – шимпанзе, горилла, орангутанг,
гиббоны – представляют формы, около 10-15 млн. лет назад уклонившиеся от линии
развития, общей с человеком.