Стадии познания природы и
глобальные естественнонаучные революции
3.
Глобальные естественнонаучные революции
Революции
в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Задача
исследования этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, выявление
роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе. Понимание этих
механизмов позволяет в какой-то мере прогнозировать возможные пути
революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению
обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и
методов исследования, более объективному подходу к оценке принципиально новых
результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или
отдельных его областях.
Что же
представляет собой естественнонаучная революция? Обычно выделяют ее три
основные черты:
1)
крушение и отбрасывание неверных идей, ранее
господствовавших в науке;
2)
быстрое расширение наших знаний о природе, вступление в
новые ее области, ранее недоступные для познания; отметим, что здесь важную
роль играет создание новых инструментов и приборов;
3)
естественнонаучную революцию вызывает не само по себе
открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них;
другими словами, революция совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов
науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.
Для того,
чтобы вызвать революцию в науке, новое открытие должно носить принципиальный,
методологический характер, вызывая коренную ломку самого метода исследования,
подходу и истолкованию явлений природы.
Научно-познавательная
деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов. Во-первых,
это субъект
познания, его цели и задачи. Субъект может рассматриваться на трех
уровнях:
1)
индивидуальный исследователь;
2)
научное сообщество;
3)
общество в целом.
Второй
составляющей познавательной деятельности являются объекты познания. В естествознании
– это объекты или фрагменты материального мира, которые человек исследует.
Третья составляющая – средства, методы, а также познавательные
действия (операции, процедуры), производимые субъектом. Это, например,
измерения, наблюдения, проведение расчетов и т.п. Четвертой составляющей
является развивающаяся система знаний. И, наконец,
познавательная деятельность не может рассматриваться вне условий познания –
окружающей среды, состояния общества, отношения общества к науке и т.п. На рис.
1 схематично показано взаимодействие всех компонентов познавательной
деятельности. Действительно, они могут быть отделены друг от друга лишь в
абстракции, а в реальном процессе развития науки они диалектически
связаны. Например, революционные
изменения в системе знания всегда должны сопровождаться параллельными
изменениями в других компонентах познавательной деятельности.
Началом
естественнонаучной революции могут послужить достаточно радикальные изменения в
любом из компонентов, например, открытие неизвестных ранее классов природных
объектов, появление принципиально новых методов и средств исследования. Чаще всего, революции в естествознании
начинаются с появления глубоких противоречий и парадоксов в сложившейся системе
знания. Так, например, начало революционным преобразованиям
современного естествознания положила революция в физике первой трети 20-го
века. Ей же в свою очередь предшествовала полоса, когда сами физики весьма
пессимистически оценивали перспективы развития своей науки. В то время часто
говорилось о «кризисе», «упадке», «расшатывании» механистического
миропонимания, и многие физики говорили о необходимости его «реформы».
Проблема
естественнонаучных революций разрабатывалась западными (Т. Кун, Лакатош, К. Поппер)
и отечественными философами и естествоиспытателями (Б.М. Кедров, В.В.
Казютинский, А.Д. Урсул, В.А. Амбарцумян и др.). Т. Кун ввел понятие «парадигмы»
- (<гр. paradeigma пример, образец) – теория (модель, тип
постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских
задач) – т.е. определенного «видения мира», в
соответствии с которым осуществляется научная деятельность.
Естественнонаучную революцию можно, таким образом, связать со сменой парадигмы.
Среди
естественнонаучных революций можно выделить следующие типы:
1)
глобальные, охватывающие все естествознание и
вызывающие появление не только принципиально новых представлений о мире, нового
видения мира, но и нового логического строя науки, нового способа или стиля
мышления;
2) локальные
– в отдельных фундаментальных науках, т.е. коренных изменений в этих
науках, которые приводят к
преобразованию их основ, но не вызывают перестройки всего естественнонаучного
знания, а связаны с распространением на данную науку способа мышления,
созданного в ходе глобальной революции; здесь надо, тем не менее отметить, что
в действительности многие локальные
революции приводили к формированию в данной науке существенных элементов нового
стиля до того, как они утверждались во всем естествознании, – примером служит
революция в биологии, связанная с именем Ч. Дарвина;
Принцип соответствия. Естественнонаучные
революции имеют еще одну важную черту. Новые теории, получившие свое
обоснование в ходе естественнонаучной революции не опровергают прежние, если их
справедливость была достаточно обоснована. В этих случаях действует так
называемый принцип соответствия: старые теории сохраняют свое значение как предельный
и в известном смысле частный случай новых, более общих и точных. Так,
классическая механика Ньютона является предельным, частным случаем теории
относительности, теория Дарвина не опровергается современной теорией эволюции,
но дополняет и развивает ее и т.п.
Реже
случается, что старая теория отвергается в своей основе, хотя иногда ее
фрагменты могут быть использованы при построении нового знания.
Роль космологии в естественнонаучных революциях. Особую
роль среди естественных наук играет космология[1]. Она
связана практически со всеми естественными науками и, в какой-то степени
придает им романтический ореол. Космология выросла непосредственно из
натурфилософии, а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическим
миропонимании. На всех этапах своего развития она отражала эволюцию
представлений человечества о мире в целом. Так революция, связанная с трудами
Н.Коперника (т.н. коперниканская революция) придала космологии огромное
значение для осознания человека своего места в мире. Становление новой
космологической картины мира затрагивало всегда как естественнонаучную, так и
гуманитарную области. Оно всегда порождало конфликты между людьми разных
убеждений. И Галилей, и представитель инквизиции считали, что именно они защищают высшие духовные
ценности. И в настоящее время проходят острые дискуссии по методологическим
вопросам космологии. Так, теория Большого Взрыва – начала Вселенной некоторыми
учеными и частью общества была воспринята как аргумент в пользу ее «творения»
Богом, в то же время другие представители креационизма (<лат. creatio созидание) - тезис о божественном
сотворении мира и человека.), отвергают эту теорию как любую эволюционную
теорию, на том основании, что она не совпадает с тем, что говорится в Библии… .
С космологией тесно связана астрономия – наука о строении Вселенной, природе и
развитии космических тел, корни которой также уходят в древний мир. Все это
позволяет рассматривать естественнонаучные революции именно как смену
космологических и астрономических представлений.
Современная
космология основана на идее эволюционизма, общей для всего материального мира,
как для живой, так и для неживой материи, а также для мира социального, т.е.
для общества, цивилизации. Поэтому они называются идеей глобального эволюционизма.
До середины 20-го в. считалось, что способностью к развитию, усложнению,
самоорганизации обладает только мир живой природы. В целом же, в мире все самопроизвольные процессы идут лишь в сторону возрастания беспорядка,
хаоса. Принцип возрастания хаоса долго не могли свести воедино с теорией
Дарвина – теории эволюции, самопроизвольного усложнения живой материи. Лишь в
последней четверти 20-го века были
исследованы переходы от хаоса к порядку и обратно, возникла новая наука -
синергетика. Глобальный эволюционизм рассматривается в настоящее время как
некий каркас, на котором выстраиваются концепции естествознания.
Итак, каждая
глобальная естественнонаучная революция начинается, как правило, именно в
астрономии – с решения чисто астрономических проблем. Эти проблемы
связаны с недостаточной удовлетворенностью принятой системой отсчета
наблюдаемых движений в изучаемом человеком мире. Далее она сопровождается
радикальным пересмотром имевшихся космологических представлений о самом этом
мире и о Вселенной в целом. Завершается революция подведением или возведением
необходимого нового фундамента (физического обоснования) под радикально
пересмотренные космологические представления.
[1] Космология – физическое учение о
Вселенной как едином целом, включающее в себя теорию всей охваченной
астрономическими наблюдениями области как части Вселенной.