1. Особенности естественнонаучного и
гуманитарного методов познания
В предыдущей лекции были отмечены
противоречия между гуманитарной и естественнонаучной культурой. Эти
противоречия связаны также и с различиями в методах познания мира. Различия
между естественнонаучными и гуманитарными методами познания удобно представить
в виде следующей таблицы.
Естественнонаучное познание |
Гуманитарно-художественное |
1. Носит объективный характер |
Носит субъективный характер |
2. Предмет познания типичен |
Предмет познания индивидуален |
3. Историчность не обязательна |
Всегда исторично |
4. Создает только знание |
Создает знание, а также мнение и оценку
познаваемого предмета |
5. Естествоиспытатель стремится быть
сторонним наблюдателем |
Гуманитарий неизбежно участвует в
исследуемом процессе |
6. Опирается на язык терминов и чисел |
Опирается на язык образов |
В настоящее время отмечается «гуманитаризация
естествознания», т.е. именно со стороны естественнонаучной культуры имеет место
движение на сближение с культурой гуманитарной в стремлении к единой культуре.
Это сближение касается пп. 2, 3 и 6, т.е. естествознание все больше интересуется
уникальными объектами (человек, биосфера, Вселенная), естествознание стало
эволюционным, историчным, необходимыми элементами научного мышления признаются
образность, интуиция.