4.
Взаимосвязь естественных наук. Редукционизм и холизм.
Все
исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети,
состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления
физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические,
возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).
Даже
исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это и механический
агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными
потоками масс, тепла, электрических импульсов; это, в то же время, и некая
«электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение.
И, в то же время, это - ни то и ни
другое, это – единое целое.
Современное
естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в
друга, но в нем есть и определенная упорядоченность, иерархичность[1].
В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую
последовательность наук по степени возрастания их сложности (а точнее, по
степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).
Такая
иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой.
Так физику (правильнее было бы – часть физики, молекулярно-кинетическую теорию)
называли механикой молекул, химию, физикой атомов, биологию – химией белков или
белковых тел. Эта схема достаточно условна. Но она позволяет пояснить одну из
проблем науки – проблему редукционизма.
Редукционизм (<лат.
reductio уменьшение) определяется как господство аналитического подхода,
направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов.
Редукционизм – это, в
сущности, методологический принцип, согласно которому сложные явления могут
быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более
простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими
законами). |
Редукционизм
абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего
к низшему), игнорируя специфику более высоких уровней организации. Первым
последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в
Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596-1650).
Вот пример его рассуждений: «…смерть
никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается
какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от
тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т. е. машина, которая
движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие
тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины,
когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».
Редукционизм
в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки,
описывающей менее сложные явления или класс явлений (например, сведение биологии к механике и т.п.).
Редукционизм
неизбежен при анализе сложных объектов и явлений. Однако здесь надо хорошо осознать следующее.
Нельзя рассматривать жизнедеятельность организма, сводя все к физике или химии.
Но важно знать, что законы физики и химии справедливы и должны выполняться и
для биологических объектов. Нельзя рассматривать поведение человека в обществе
только как биологического существа, на важно знать, что корни многих
человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются
результатом работы генетических программ, унаследованных от животных предков.
В
настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного, холистического (<англ. whole целый)
взгляда на мир. Холизм[2], или
интегратизм можно рассматривать как противоположность редукционизма, как
присущее современной науке стремление создать действительно обобщенное,
интегрированное знание о природе.
[1] Иерархия (<гр. hierarchia < hieros
священный + archē власть) - расположение частей или элементов
целого в порядке от высшего к низшему.
[2] Холизм (<англ. holism
<гр. holos
-целое) – философское направление, рассматривающее природу как иерархию
«целостностей», понимаемых как духовное единство; в современном естествознании –
целостный взгляд на природу, стремление к построению единой научной картины
мира.