3.
Цели и задачи естествознания
Естествознание, в конечном
счете, пытается решить так называемые «мировые загадки», сформулированных еще в
конце 19-го века Э. Геккелем[1] и
Э.Г.Дюбуа-Реймоном[2]. Вот эти загадки, две из
которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (см. рис.1):
Естествознание,
развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и
процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с
расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с
неизвестным. Увеличение сферы знания
приводит к появлению новых, нерешенных проблем.
Естествознание
имеет двоякую цель:
1)
раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их
основе новых явлений;
2)
указание на возможность использования на практике познанных законов природы.
Таким образом, задачей
естествознания является познание объективных законов природы и содействие их
практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание
создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в
процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой
их деятельности.
[1] Геккель, Эрнст (1834-1919) –
немецкий биолог-эволюционист, представитель естественнонаучного материализма,
сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина. Предложил первое «родословное
дерево» живого мира.
[2] Дюбуа-Реймон, Эмиль Генрих –
немецкий физиолог, основатель научной школы, философ. Основоположник
электрофизиологии; установил ряд закономерностей, характеризующих электрические
явления в мышцах и нервах. Автор молекулярной теории биопотенциалов,
представитель механистического материализма и агностицизма.