2. Наука как часть культуры
Культура (от латинского cultura — возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень
развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами,
т.е. (материальная культура) или
верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через
генетическую наследственность.
В культуре
воплощается общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм
жизни. Поведение человека определяется не столько природой, сколько
воспитанием, культурой.
Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство,
строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения
жизни. Духовная культура (ценности) - идеологические
представления взгляды, идеи, нравственность,
образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает
окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности
всего многообразия мира. Таким образом, наука является важнейшей составляющей
культуры. Наука – часть культуры.
Наука
- это исторически сложившаяся форма
человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование
объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет
своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты,
логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные
законы, а также методы исследования. |
Наука представляет
единство трех составляющих:
1-совокупность
определенного рода знаний;
2-определенный
способ получения знаний;
3-социальный
институт.
Порядок в
котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический
процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения
и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас наука
получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку расширяется и
углубляется применение ее для практики. Возрастающая роль Н. в общественной
жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее
взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро
ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами
познавательной деятельности (искусством, обыд. знанием...).
Функции науки. Через отмеченные выше составляющие науки
реализуются ее важнейшие функции:
объяснительная,
описательная,
прогностическая,
мировоззренческая,
систематизирующая,
производственно-практическая)